Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Митрофановский детский сад Кантемировского муниципального района Воронежской области

396700,Воронежская область,Кантемировский район,с.Митрофановка,ул.Победы,12

Телефон

8(47367)6-82-40

Эл. почта detsad.mitr@yandex.ru

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Митрофановский детский сад Кантемировского муниципального района Воронежской области

Адрес: 396700,Воронежская область,Кантемировский район,с.Митрофановка,ул.Победы,12
Телефон: 8(47367)6-82-40
Эл. почта: detsad.mitr@yandex.ru

Логопункт.

Вас приветствует Шафоростова Елена Ивановна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории.

Работаю я на логопункте  Митрофановского  детского сада  уже более 25 лет. 

- А что такое логопункт? - спросите вы меня. Логопедический пункт (сокращенно«логопункт»)— это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.

 

                    

                     - Каких  детей  берут на логопункт?      

 

На логопункт берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те,кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году.

На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети более младшего возраста из средней группы могут получить логопедическую помощь, только если на логопункте работает не один логопед, а два.Ну вот теперь вы немного знаете,что такое логопункт и                                                                                       какие дети здесь занимаются.

 

Регламент работы на логопункте.

    В каком режиме проходят занятия на логопункте ДОУ?

        Коррекционная работа с детьми, зачисленными на занятия, начинается с сентября месяца с углубленного обследования, согласно стандартному перспективному планированию и планированию индивидуальной работы и в соответствии со структурой речевого дефекта.  

         Фронтальные занятия (с группой детей) –  2 раза в неделю, индивидуально-подгрупповые — 2  раза в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.

Как часто проводятся с вашим ребёнком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

В первую половину дня я  работаю 4 раза в неделю: с 8 до 12часов.( понедельник - четверг) Во вторую половину дня - 1 раз в неделю:с 13.00 до 17.00 часов (в пятницу).

 

Логопункт Митрофановского детского сада.

И так,вашего ребёнка зачислили на логопункт.Что дальше?А дальше я буду ближе знакомиться с вашим ребёнком.Задачей работы логопункта в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду.

Деятельность логопункта предполагает системное воздействие , состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.

Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.Начинается наша групповая НОД(непосредственно образовательная деятельность) и индивидуально-подгрупповая.

Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.

По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения:

1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;

2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.

И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала.

Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу.

 Каждый родитель мечтает и стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым — был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось.

Уважаемые родители! Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Еще раз хотелось бы напомнить: не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту — помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым. Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она ни была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.

 

Советы логопеда.

Для того, чтобы речь вашего малыша была плавной, четкой, выразительной и красивой, прислушайтесь к таким советам логопеда:
1)Сами говорите выразительно и правильно, не позволяйте себе говорить быстро, слишком громко, неправильно произнося звуки. Будьте примером правильной речи для своего ребенка;
2)Каждый слышал о вреде соски-пустышки. Она в самом деле может очень навредить малышу, если он часто и подолгу держит ее во рту. Соска может спровоцировать формирование высокого нёба, которое исказит произношение звуков. Кроме того, пустышка просто мешает ребенку говорить;
3)Не подражайте детской речи малыша: бибика, ам-ам, баиньки. Говорите с малышом нормальным языком – и он скоро поймет, что так правильнее.
Если ребенок упрямо не хочет говорить, хотя и умеет, откажитесь понимать его жесты и мимику. Откликайтесь только при использовании ребенком речи.
4)Если ребенок неправильно произносит звуки и слова, не ругайте его и не делайте резких замечаний. Так можно добиться полного отказа ребенка от общения.
                                   ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДОМА
Если у вашего ребенка серьезные проблемы в области речи – ему лучше всего заниматься с логопедом. А дома вы можете делать с малышом те упражнения, которые назначит специалист. Если же вы просто хотите сделать речь ребенка плавной и выразительной, а также просто для профилактики речевых нарушений, вам можно пользоваться простым набором логопедических упражнений, доступных каждому.
                                    Артикуляционная гимнастика.
Чтобы повысить подвижность органов речи, можно проводить гимнастику для губ, языка, нижней челюсти. Обязательно дайте малышу зеркальце, чтобы он мог контролировать свою артикуляцию. Логопедические упражнения этого вида могут иметь игровую форму. С помощью различных игр научите ребенка поднимать язык вверх, делать его широким, тонким, долго удерживать в одном положении («Оближем губки», «Сложим губки трубочкой» и т.п.)
                                     Дыхательная гимнастика.
Малышу необходимо выработать правильный воздушный поток, который необходим для произношения звуков. Для этого научите ребенка дуть тонкой струей воздуха на кораблик, на перышко, в соломинку для мыльных пузырей. При этом следите, чтобы малыш не надувал щеки.
                                     Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Психологи и физиологи давно доказали прямую взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и интеллектуально-речевым развитием человека. Поэтому развивая движения пальцев рук и кистей, вы способствуете развитию интеллекта и речи. Для этого давайте детям мозаику, мелкие бусинки для нанизывания, маленькие стеклянные шарики и крошечные игрушки (конечно же, играть с ними можно только в присутствии взрослых). Играйте в игры: «Сорока-ворона» и подобные ей. Занимайтесь лепкой, научите малыша шнуровать ботинки и застегивать мелкие пуговицы.
                                     Правила проведения логопедических упражнений.
Позитивный настрой обязателен для занятий. Малышу нужно разъяснить, для чего ему нужно научиться красиво говорить. Все логопедические упражнения необходимо проводить в форме игр.

 Руки ребенка, специальные логопедические шпатели, руки взрослого должны быть стерильными;
Лучше всего заниматься по 3-4 раза в день, по 10-15 минут каждый раз. Нельзя слишком долго затягивать занятия – ребенку становится скучно;
    Обязательно контролируйте выполнение ребенком упражнений. Предлагайте позаниматься самостоятельно, только убедившись в правильном выполнении упражнения ребенком;
Постарайтесь заниматься натощак, чтобы случайно не вызвать рвоту упражнениями с языком;
После занятий смажьте губы ребенка детским кремом или гигиенической помадой.
Помните, что речевое развитие неотделимо от развития всей психики. Поэтому обязательно занимайтесь с ребенком упражнениями на развитие мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия.
    Если вы решили заниматься с ребенком самостоятельно, обязательно регулярно показывайте его логопеду. Он сможет проконтролировать процесс формирования правильного произношения и даст ценные советы.
Для постоянных занятий с малышом нужно время и силы. Но каждый родитель понимает: от правильной речи зависит будущее ребенка, его самооценка, успехи в школьной учебе и многое другое.
Поэтому не жалейте сил и времени для логопедических занятий. Наградой за ваш труд будет чистое, выразительное, красивое произношение вашего ребенка.

 

 

Уровень развития речи детей в 5-6 лет.

Уровень развития речи детей в 5 лет.

1. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.

2. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.

3. Свое высказывании ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.

4. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.

5. Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании, нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.

6. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четверостишия.

7. На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.

8. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.

9. Большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки(ш,ж,ч,щ) и сонорные звуки (л,ль, рь, р), отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.

Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звуков.

Уровень развития речи детей в 6 лет.

1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.

2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.

3. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик – это полевые цветы и т.д.

4. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.

5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка.

Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих и сонорных звуков. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

6. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.

7. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.

Игры на развитие фонематического слуха.

Где нужный звук?

Цель: формирование умения находить заданный звук в словах.
Оборудование: Предметные картинки.
Ход игры. Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.

Например: несколько картинок со звуком Л и несколько картинок без этого звука.

– посмотри на картинки, произнеси их. Дай мне картинки, где есть звук Л.

Клубочки

Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звук
Оборудование. Клубочек ниток.
Ход игры. Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: “По дорожке (имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите”. Тот , у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше. Можно играть не только группой, но и вдвоем взрослый-ребенок, передавая друг другу клубок и называя по очереди слова на заданный звук.

Какой звук чаще всего слышим?

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами. (звук С)

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел. (звук Л)

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил. (звук К) и т.д.

Попугайчики

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.
Оборудование. Игрушка Попугай
Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та, зуб-суп ,том-дом и т.п.

Найди звук

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.
Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который “убежал”.
Примерный речевой материал. Ма…(к), мо…(х), ро…(г), ко..(т), забо…(р) и т.д.

Закончи слово

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.
Ход игры. Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием “слог”. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который “сбежал”.

Цветные фишки

Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий “звук”, “гласный”, “согласный”, “твердый согласный”, “мягкий согласный”.
Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый – для обозначения мягких согласных звуков.
Ход игры. Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

Вата и камень.

Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий “звук”, “согласный”, “твердый согласный”, “мягкий согласный”.
Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
Ход игры. Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий – «подушечка».

Какое слово получилось

Цель. Формировать навык звукового синтеза.
Оборудование. Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки-подсказки.
Ход игры. Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.

Сколько звуков

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование. Пуговицы или пробки
Ход игры. Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок..

Придумай свое слово

Цель. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов.
Ход игры. Проводится для детей подготовительной к школе группе, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах.
Детям предлагается по нарисованной схеме слова придумать свои слова

Упражнение «Найди лишнее слово?

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым
Каша — гном – Маша – Даша

Игра «Обезьянки»

Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:

  • со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
  • с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
  • с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
  • с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
  • с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
  • с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д

Игра Поймай звук

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).

Игра Отгадай, кто это?

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

Упражнение Прохлопай слово

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

 

МОЖЕТ ЛИ МАМА САМА ОПРЕДЕЛИТЬ, НУЖЕН ЛИ РЕБЕНКУ ЛОГОПЕД?

Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами(«где мама?»«дай ручку»«нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку», имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребёнок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребёнка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трёхлетнего ребёнка постепенно формируется умение

правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырёхлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы (что, куда, сколько).

К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц, а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т. д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т. п.). В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи. Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают кречи своего ребёнка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

 

 

МОГУТ ЛИ РОДИТЕЛИ САМИ ИСПРАВИТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА?

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка,например:

• Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя;

• Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения;

• Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи.

Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребёнка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.

Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития.Важно придерживаться следующих правил:

-нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребёнка;

-желательно, чтобы ваша речь была всегда чёткой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

-общаясь с ребёнком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми.

-перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребёнку в доступной его пониманию форме, но и

проиллюстрировать на практике;

-следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

ребёнка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

Особую роль в развитии речи дошкольников играет работа по речевой подготовке детей к школе в условиях семьи.

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет в кругу семьи, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх, не забывая об основных правилах и принципах успешных занятий:

  • создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Используйте для занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, — дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья…» Если к шести годам ребенок хорошо усвоил названия основных цветов, значит, можно познакомить его и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло- коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек…» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента…» — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Бывает, ребенок почти дословно запоминает текст любимой сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед…», а ребенок ее заканчивает: «…да баба»; взрослый: «И была у них…», ребенок: «…курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» — «Зайчика». — «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д.

Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей. Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено. Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки.

Шестилетнему ребенку можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.

Получаются описания игрушек — можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка — елочка — корзинка — грибок — ежик…). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.

Дети 6 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им творческие задания.

«Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

 

«Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

«Бюро путешествий»

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.

 

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

 

Заключение.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. 

И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.

КАК ПРАВИЛЬНО УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ?

Чтение – сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребёнок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание ребёнка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются и малыш концентрируется на понимании смысла текста. 

В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например м, следует научить его находить на слух звук м в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – м, б, а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука – э и м. Это только путает детей. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, то есть ребёнок сначала называет буквы: м, а –и только после этого складывает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребёнок и сможет таким способом прочитать слова из трёх-четырёх букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребёнок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочёл буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа ап, ут, ик и т. п. Затем переходят к слогам типа ма, но, ву. После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа мак, луна, палка и т. д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, ш на с (сапка) или р на л (лыба, не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой. Прежде чем учить ребёнка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть

обращена к поверхности стола. Точками опоры для неё служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Научите ребёнка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т. д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строки.

У РЕБЁНКА В МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЕ СТОИТ ДИАГНОЗ ЗРР. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

. Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребёнка идёт медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить, частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с

болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребёнком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, чёткой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребёнку благоприятные условия для развития. Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребёнка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи. ЗРР констатируется обычно у детей до 3–3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребёнка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.

В настоящее время наиболее часто встречающийся речевой диагноз у дошкольников - общее недоразвитие речи, что говорит о недоразвитии всех систем речи, в том числе и фонематической системы, полноценное развитее которой служит основой для обучения чтению и письму.

Дисграфия - это нарушение письма, проявляющееся в замене или пропуске букв, слогов, слов; соединении слов в предложении или неправильном их разделении и других видах. Если говорить простым языком, то ребёнок делает непонятные, повторяющиеся ошибки на письме, которые не устраняются без специальной коррекционной работы с логопедом.

При полноценном развитии фонематической системы, ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь определять следующее:

  1. - какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова;
  2. - сколько всего звуков в слове;
  3. - какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т. д.);
  4. - каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.

 

Отсутствие данных умений у ребёнка, поступающего в школу, является предпосылкой для возникновения у него, во время школьного обучения, дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза. Единственно правильный путь "борьбы" с данной формой речевой патологии – выявление и устранение предпосылок дисграфии в дошкольном возрасте.

Работа по формированию фонематических процессов ведётся в следующей последовательности:

I этап. Формирование фонематического слуха.

1.Развитие навыка узнавания неречевых звуков;

2.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

3.Различение слов близких по звуковому составу;

4.Дифференциация фонем;

5.Дифференциация слогов.

II этап. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

1.Определение порядка звуков в слове;

2.Выделение отдельных звуков из состава слова;

3.Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

4.Построение моделей (схем) слов.

     «Игры и упражнения для устранения  предпосылок дисграфии»

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

Взрослый произносит звуки, ребёнку необходимо поднять мячик над головой, как только он услышит гласный звук.

«Мячик поймал, звук назвал»

Взрослый бросает мяч, называя слово, ребёнку необходимо назвать первый или последний звук в слове (в зависимости от задания) и вернуть мяч логопеду.

«Сигнальщики»

Взрослый произносит слова, ребёнок показывает зелёный сигнал, если слышит заданный твёрдый звук и зелёный, если мягкий.

«Подари картинки»

Ребёнку даётся задание раздать картинки в названии которых есть любимые звуки персонажей.

(Н. р. - Лошадке со звуком «Л», Рычалке со звуком «Р»).

«Отправь картинки в путешествие»

Ребёнок располагает картинки в вагонах паровозика в зависимости от позиции заданного звука в слове. Если звук стоит в начале слова – то картинка помещается в первый вагон, в середине – во второй, в конце – в последний.

«Собери ромашку»

Ребёнку необходимо собрать лепесточки для цветка, но только те, на которых есть картинки, в названии которых есть заданный звук.

«Собери яблоки в корзину»

Ребёнку необходимо положить в корзину только те яблоки, на которых есть картинки в названии которых есть заданный звук.

 

«Построй дом»

Ребёнку предлагается построить из кубиков дом, но для постройки выбирать только те кубики, на которых картинки в названии которых есть необходимый звук.

«Наряди ёлочку»

Ребёнку предлагается нарядить ёлочку, выбирая украшения с заданным звуком.

«Рыбалка»

Ребёнок ловит только тех рыбок на которых есть картинки в названии которых есть нужный звук.

«Рассели картинки»

Ребёнок располагает картинки в зависимости от позиции заданного звука в слове.

«Замок звуков».

Ребёнок расселяет картинки в башни замка в зависимости от того какой гласный звук он слышит в названии картинки.

  1.  Очень хорошо зарекомендовали себя компьютерные игры и презентации. Они помогают усилить интерес ребёнка к занятиям, разнообразить их и сделать более современными.

Правила деления слов на слоги.

1. Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

 Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

 

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

 

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

Наглядно продемонстрировать тему помогут следующие упражнения:

  1. Эксперимент со свечой. Зажгите свечу. Сядьте напротив. Произносите громко, активно выдыхая воздух, разные слова. На каждый слог пламя будет колебаться.
  2. Хлопки ладошками. Предложите мальчику или девочке на каждый слог в слове хлопать в ладоши.
  3. Шагомер. Представьте, что каждый ваш шаг — один слог. Произносите слова и шагайте на каждый слог.
  4. Юный музыкант (строитель, телеграфист). Попробуйте обозначить каждый слог каким-нибудь звуком (ударом по барабану, стуком молоточка), который по нраву вашему ребёнку.

Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

  • «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

  1. Как развивать словарь ребенка?

Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

  • обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
  • уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
  • активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
  • устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

Стимулируйте развитие словаря посредством:

  • наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
  • рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;
  • показа фильмов и последующего обсуждения;
  • чтения художественных произведений;
  • дидактических игр, словесно-логических упражнений.

Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.

 

  1. Игры и упражнения для развития словаря.

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.

 

Упражнения с существительными.

Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д.

Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»

 

Упражнение с глаголами.

Попросите ребенка ответить на вопросы:

  1. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.)
  2. Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.)
  3. Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится)
  4. Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит)

 

Упражнения с прилагательными.

Попросите ребенка подумать, о чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо)?

Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее)

Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим)

 

Упражнения с наречиями.

Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):

  1. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
  2. Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
  3. Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).

Дорогие родители, помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красивой.

 

Неправильное произношение звуков у детей — это естественная особенность детской речи или речевой недостаток, требующий исправления?

Неправильное произношение звуков у малышей — естест­венная особенность детской речи. Но для ребят старшего воз­растаэто речевой недостаток, требующий исправления. Од­нако не всегда родители серьезно относятся к недочетам в про­изношении детей и не всегда их своевременно устраняют. Считают: «Ничего страшного в этом нет, некоторые ее сверстники говорят не лучше, со временем на­учится». Случаи такого отношения родителей к недостаткам произношения звуков у детей, к сожалению, не единичны.

            Многие дети дошкольного возраста не замечают и не стесня­ются ошибок в произношении. Они свободно общаются со свер­стниками и взрослыми, но в то же время довольно легко обна­руживают погрешности в произношении своих товарищей. Неправильное произношение звуков в собственной речи, дей­ствительно, часто остается незамеченным, тогда как чужие не­дочеты ребенок начинает подмечать уже на третьем году жизни.

            Среди дошкольников немало детей, которые знают недо­статки своего произношения. Они болезненно относятся к сво­ему дефекту и пытаются любыми способами улучшить свое произношение. Кое-кому это удается сделать, другим же в силу различных причин — нет. Иногда дети лишь приближают свое произношение к общепринятому и на этом останавливаются. А искаженно произносимые звуки, как правило, ими не подмеча­ются и самостоятельно не устраняются.

            Изъяны произношения, не устраненные в дошкольный пе­риод, нередко остаются на всю жизнь и могут повлиять на вы­бор профессий, для которых качество произношения звуков имеет важное значение. Исправить искаженное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школь­ные годы, так как у ребенка-дошкольника еще недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков и при отсутствии каких-либо серьезных отклонений в строении рече­вого аппарата устранить их не представляет особого труда.

            Несовершенства детского произношения, как показали ис­следования, по мере развития головного мозга, укрепления мышц артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челю­сти, мягкого нёба), речевого дыхания и т.д. обычно к пяти го­дам самопроизвольно исчезают.

            Усвоение звуков родного языка происходит в течение до­вольно длительного времени (от 3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правиль­но произносить все звуки к 3—4 годам, другие усваивают их к 5-6 годам. Для правильного и своевременного усвоения зву­ков большое значение имеет слух ребенка, благодаря которо­му он стремится подогнать свое произношение к произноше­нию взрослых. Но на первых этапах развития речи ребенок не всегда в состоянии это сделать, и поэтому многие звуки он опускает или заменяет другими, более легкими для произно­шения.

            Сначала у ребенка появляются гласные звуки А, И, У, О, из согласных — П, Б, М, Т, Д, Н, Ф, В, К, Г, позднее звуки — Э, Ы, X. Они, как правило, усваиваются малышами и произ­носятся достаточно отчетливо к 2-3 годам.

            До трех лет несовершенства произношения согласных зву­ков выражаются в их смягчении. Не у всех детей данного возраста при усвоении звуков проис­ходит такая замена. Однако чаще всего такие несовершенства звукопроизношения являются закономерными и не требуют постороннего вмешательства.

            С возрастом произношение ребенка совершенствуется. Смягчение согласных звуков исчезает.  К 4—5 годам у ребенка появляются шипящие звуки [ш, ж], звуки [ц, ч, щ] и, наконец, звуки [л], [ль], [рь]. При этом форми­рование этих звуков также проходит через определенные этапы предварительной замены.

            Звуки [л], [р] появляются несколько позже остальных зву­ков. Но у некоторых детей они формируются одновременно с шипящими и даже немного раньше.

            В 6 лет некоторые дети еще нередко смешивают шипящие звуки со свистящими, звук [р] со звуком [л]. Вновь появивши­еся звуки иногда вытесняют освоенный ранее звук. Так, появ­ление звука [р] может привести к тому, что ребенок начинает употреблять его и в тех словах, где надо произносить звук [л]: «рампа» (лампа) говорит ребенок, у которого недавно появился звук [р] и который ранее он заменял звуком [л]. Такие замены наблюдаются и по отношению к шипящим и свистящим зву­кам: «шабака» вместо «собака» говорит ребенок 4—5 лет, на­учившийся произносить звук [ш].

            В такой последовательности дети обычно к 5-6 годам усваива­ют все звуки русского языка и свободно пользуются ими в речи.

            Для своевременного и правильного усвоения звуков в про­цессе речевого развития малышу необходимо помогать преодо­левать несовершенства произношения путем постоянного об­щения с ним.

            При этом необходимо постоянно следить и за своей речью: говорить неторопливо, отчетливо и внятно, ни в коем случае не искажая звуков так, как произносит их ребенок. При ошибке следует поправлять ребенка. Но делать это надо без упрека и насмешек, а путем медленного произношения слов, выделяя голосом неправильно произносимый звук. Если и при повторении правильное произношение звука у ребенка не получается, то не следует заострять на этом внимание, по­пытайтесь вернуться к этому звуку через некоторое время в игровой ситуации.

            Нельзя ускорять темп речевого развития ребенка, т.е. требо­вать от 2-3-летнего малыша правильного произношения ши­пящих звуков, звука [л] или [р], которые обычно формируются в более позднем возрасте. Чрезмерное ускорение речевого раз­вития может привести к полному отказу ребенка говорить или к искаженному произнесению звуков.

            Ребенок обычно сам стремится улучшить свое произношение, но родители должны помочь ему не только путем показа пра­вильного произношения звука, но и путем организации специ­альных игр. Так, если у ребенка не получается звук [р], то, показывая ему игрушки (собачку, тигренка) или картинку с изобра­жением этих животных, продемонстрируйте, как они рычат, а затем предложите ребенку самому произнести этот звук. Ему можно предложить воспроизвести карканье вороны — «каррр, каррр», звонок будильника — «тррр» и другие звукосочетания, способствующие закреплению этого звука.