Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Митрофановский детский сад Кантемировского муниципального района Воронежской области

396700,Воронежская область,Кантемировский район,с.Митрофановка,ул.Победы,12

Телефон

8(47367)6-82-40

Эл. почта detsad.mitr@yandex.ru

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Митрофановский детский сад Кантемировского муниципального района Воронежской области

Адрес: 396700,Воронежская область,Кантемировский район,с.Митрофановка,ул.Победы,12
Телефон: 8(47367)6-82-40
Эл. почта: detsad.mitr@yandex.ru

Учимся рассказывать.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников род­ному языку — развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и по­следовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодо­левать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уве­ренным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

            Связная речь имеет две формы: диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми) и монологическую (речь одного человека). Каждая из них имеет свои особенности.

            Умение связно говорить успешно развивается при целенап­равленном руководстве взрослого, путем систематического обучения.

            Начинать развивать связную речь ребенка лучше всего с пе­ресказа. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет переживать и тем самым вызывает желание запо­мнить и пересказать услышанное. Дети приобщаются к под­линно художественной речи, запоминают эмоциональные об­разные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последователь­но строить рассказ.

            Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с просто­го воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». Ребенок рассказывает вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обыч­но к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Поса­дил дед... Что? Репку», «Выросла репка... какая? Большая - преболь­шая». Постепенно становится возможным использование под­сказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Курочка Ряба» мож­но предложить ребенку пересказать ее. Взрослый: «Жили-были дед да баба». Кто жили-были? (Ответ ребенка.) «Была у них Ку­рочка Ряба». Кто у них был? (Ответ ребенка.) «Снесла курочка яич­ко». Что снесла курочка? (Ответ ребенка.)

            После этого можно переходить к пересказыванию малень­ких рассказов Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать ребенку полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текста. Если ребенок забыл текст, ему надо подсказать. Например, пересказывается сказка Л.Н.Толстого «Три медведя». Взрослый задает вопросы: «Где были медведи, когда Маша забрела в их домик? Сколько комнат было в медвежьем домике? В какую комнату вошла девочка сна­чала? Что она там увидела? Чьи это были чашки? Как различа­лись они по величине?..»

            На занятиях с ребенком пятого года жизни можно исполь­зовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заклю­чаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произве­дения на отдельные куски.

            Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произ­ведения, а затем формируется план в виде указаний.  Напри­мер, к пересказу сказки «Заяц-хваста» (в обработке А.Толсто­го) можно дать такие указания:

  • Скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо. Расскажи, как он встретился с другими зайцами на гумне и как стал хвастать.
  • Расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем по­шла его разыскивать. Что сделала ворона, когда заяц расска­зал ей, как он хвастал?
  • Теперь расскажи, как попала ворона в зубы собакам и как заяц выручил ее из беды.

            После пересказа этой сказки ребенку можно задать вопрос: «Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?»

            Одно из самых любимых занятий малышей — рассматривание игрушки. Этим следует воспользоваться, чтобы побудить, ребенка к высказываниям, составлению описательных рассказов.  Например.

  • Посмотри, какие у кошки глаза? (Зеленые). А шерстка? (Мягкая, серая.)
  • Какими словами можно сказать о кошке. Какая она? (Пу­шистая, ласковая, ловкая.)
  • Как называют детенышей кошки? (Котята.) Кошка большая, а котенок... (маленький).
  • Как мы назовем кошку? (Мурка.)
  • Что она умеет делать? (Мурлыкать, лакать молоко.)
  • А теперь расскажи все, что ты узнал о кошке.

            Если ребенок затрудняется, взрослый начинает сам расска­зывать. («Это кошка. Ее зовут Мурка. У кошки усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шерстка. Мурка ласковая. Она любит мо­локо. У кошки есть маленькие котята. Они любят играть».)  А потом просите ребенка повторить рассказ.

            Детям пятого года жизни можно предло­жить сравнить две игрушки. Но прежде чем сравнивать, ребенок должен внимательно рассмотреть игрушки: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются. Взрослый может здесь использовать прием — скажи, как я. 

            Далее можно переходить к составлению небольших сюжет­ных рассказов по набору игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию. Для рассказа вначале надо отоб­рать 2—3 игрушки, чтобы ребенку было легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Например, предложить ре­бенку такой набор: девочка, грибок, корзина, елочка, ежик. Пусть он подумает, что может произойти с девочкой в лесу, ко­го она встретила, что принесла домой в корзине. Взрослый для образца сначала сам придумывает рассказ. («Дело было летом. Маша пошла в лес. Там она собирала грибы. Вдруг видит ежик бежит. Хотела она его в корзинку положить и домой отнести, да раздумала. «Пусть ежик в лесу живет, ему здесь хорошо», по­думала девочка и пошла дальше».) А затем предложить ребен­ку придумать рассказ самому. Не беда, если ребенок сначала просто повторит рассказ взрослого — поупражняется в расска­зывании. Но постепенно ребенку надо предложить придумать самостоятельно рассказ: «Расскажи по-своему», «Расскажи по-другому».

            В этом возрасте ребенок может рассказать о некоторых со­бытиях, свидетелем которых он был. Здесь могут использо­ваться вспомогательные вопросы («Где ты отдыхал летом? С кем? Что было интересного?»); рассказ взрослого, основой ко­торого был какой-либо случай (или событие), представляющий интерес для ребенка; предложить план рассказа («Расскажи, как мы вырастили цыплят. Сначала как у нас появились цып­лята, какие они были. Потом — как мы за ними ухаживали. За­кончи тем, какие стали цыплята, когда выросли»).

            После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольстви­ем начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. По­мочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно раз­ными способами:

  • в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обоз­начающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро коз­лят и компьютер»;
  • сюжет знакомой сказки переместить в другое время и про­странство. Например, «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;
  • предложить ребенку изменить концовку сказки, ис­пользуя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;
  • предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может про­изойти потом;
  • написать письмо своему любимому герою или автору сказ­ки;
  • сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);
  • придумать сказку по опорным словам. Например, ласточ­ка, девочка, кот, людоед;

            Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каж­дому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

            Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую под­готовку к школе.

Учитель-логопед Шафоростова Елена Ивановна.